Назад на softculture.cc

Себастьян Андиа,
Zaha Hadid
Интервью
Софт Культуры

По нашей просьбе Себастиан Андиа (Sebastian Andia), главный архитектор проектов Zaha Hadid Architects, даёт советы студентам младших и старших курсов: как работать с цифровыми инструментами, планировать разработку проекта и решать поставленные задачи.

Примечание: мы беседовали с Себастианом в доме Наркомфина, где ранее располагалась площадка «Софт Культуры». Встреча состоялась в сентябре 2015 года и была приурочена к открытию Dominion Tower, второго и самого масштабного московского проекта студии.

Софт Культура: В бюро трудится множество сотрудников с разными специализациями. Как вы организуете рабочий процесс?

Себастьян: Любой проект начинается с идеи. Её предлагают либо Заха, либо Патрик (Патрик Шумахер, CEO и бессменный напарник г-жи Хадид, в апреле 2016 унаследовал управление студией — СК). Затем её передают команде архитекторов и дизайнеров, управляемой главным архитектором. Уточнение и разработка концепции происходит на регулярных встречах с руководителями бюро.

СК: Вы работаете над всеми стадиями проекта, от концепции вплоть до рабочей документации?

С: Да. Всегда начинаем с концепции — большая часть наших заказов появляется из участия в конкурсах. В случае победы принимаемся за утверждение концепции с заказчиком. Затем начинается фаза проработки концепции (schematic design): ведём работу с консультантами, уточняем проект и в то же время создаём дизайн деталей. Если проект готовится для другой страны, на этом моменте к нам подключаются местные бюро.Processed with VSCOcam with e4 preset

СК: Какой софт используете на каждой из стадий?

С: Эскизные модели готовим, используя Maya (Autodesk) и Rhinoceros; также часто обращаемся к Grasshopper. В частных случаях пишем скрипты, программирующие формы. Для проработки концепции чаще всего достаточно одного лишь Rhino; он удобен для рационализации формы здания. Выбор софта определяет рабочая команда проекта: каждый пользуется тем софтом, которым владеет лучше всего. На более поздних стадиях начинается BIM-моделирование: обращаемся либо к Revit, либо к CATIA (пакету от Dassault Systèmes — СК). Revit предлагает удобную систему управления учётными данными (IDM); она облегчает работу с партнёрами из других стран.
Также в бюро есть специальный отдел CODE, занятый вычислительным проектированием (computational design). Его сотрудники разрабатывают и программируют новые способы создания архитектурных форм, изучают прототипы и изменения их форм под воздействием времени. В основном CODE занят на небольших проектах, к примеру, павильонах.

Уверены, совершенствование инструментов — путь к развитию дисциплины.

СК: Как вы считаете, кто больше делает для развития новых методов использования цифровых инструментов — институты/школы или крупные бюро вроде вашего?

С: Школы и компании идут разными путями. Бюро собирает множество мотивированных и заинтересованных людей. Сотрудники помогают друг другу и таким образом реализуют свои амбиции. Наше бюро — особенное: руководство, в том числе и сама Заха, поддерживает введение новых инструментов в работу. Многие международные институты приветствуют инновации — к примеру, AA (Architectural Association School of Architecture в Лондое — СК).

СК: Что вы посоветуете студентам, работающим с цифровыми инструментами?

С: Ничто не должно ограничивать воплощение ваших идей. Используйте программы, позволяющие наиболее точно выразить замысел. Продукты вроде Revit не дают мыслить креативно, загоняют пользователя в жесткие рамки. На наш взгляд, для эскизного моделирования лучше всего подходят Rhino и Maya, а для полигонального — 3dsMax и Blender. Замечу, что полигональное моделирование сильно ограничивает свободу выбора: вы работаете не с алгоритмом создания формы, а с формой как таковой. Это здорово сковывает.

Не пренебрегайте параметрическим моделированием, оно сильно расширяет возможности архитектора.

Цифровые инструменты адекватны принимаемым решениям. То есть, скриптинг позволяет принять именно те решения, которые вы хотите принять. Вам открывается неограниченное количество опций, не приходится подстраиваться под инструменты и интерфейс. Важно понимать, для чего вы используете тот или иной инструмент. И работать с тем же параметрическим моделированием — правильно и рационально. Не пренебрегайте параметрическим моделированием, оно сильно расширяет возможности архитектора.

СК: Параметрическое моделирование сложно освоить. Стоит ли это учитывать, закладывая время на изучение Rhino и Grasshopper?
С: Студенты младших и старших курсов существуют в разных контекстах. Новички сталкиваются с простыми задачами: планированием, изучением основных норм и правил, — для этого достаточно освоить универсальные программы. Ближе к выпуску студенты уже располагают фоновыми знаниями, им нужно переходить к более серьёзным задачам. Вместе со сложностью проектов растёт и сложность инструментов.

FacebookVKTelegram
SEE YOU!